Заседание районного учебно-методического объединения учителей химии

28.03.2024

28 марта 2024 года прошло заседание районного учебно-методического объединения учителей химии по теме «Практикум по решению нестандартных расчетных задач на газовые законы, растворы, растворимость веществ, кристаллогидраты (базовый и повышенный уровень изучения химии)».

Заседание проводилось в форме обучающего семинара.

В основной части заседания учителем химии ГУО «Средняя школа № 4 г. Молодечно» Маркова Н.В. были рассмотрены основные виды химических задач и их роли в учебно-воспитательном процессе. Наталья Валентиновна рассказала, что химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления. Педагог отметила, что все многообразие химических задач можно разделить на три класса: 1) качественные задачи, которые требуют ряд последовательных умозаключений; 2) расчетные задачи, для решения которых необходимо произвести расчет; 3) экспериментальные задачи, для выполнения которых необходимо не только провести умозаключения, а в отдельных случаях расчеты, но и химический эксперимент. Также на каждый класс приходятся определенные типы химических задач.

Учителем химии ГУО «Гимназия № 3 г. Молодечно» Марушко И.А. был рассмотрен вопрос «Макроструктура процесса решения учебной задачи по химии, методы и способы решения. Эффективные методы решения задач по темам». Инна Александровна отметила, что проблема решения задач по химии является актуальной, потому что детальная её разработанность содействует улучшению усвоения обучающимися научных знаний, их систематизации и применению в нестандартных ситуациях. В настоящее время умение решать расчетные задачи по химии рассматривается как показатель, относящийся к высокому уровню усвоения материала по предмету. Однако на уроки химии отводится два часа в неделю, а этого недостаточно для того, чтобы развить навыки решения расчетных задач.

Мосевич Е.А., учитель химии ГУО «Средней школы № 5 г. Молодечно», выступила с вопросом «Качественные задачи и их решение». Елена Аркадьевна напомнила учителям, что качественные задачи – это задачи, в которых количественные характеристики отсутствуют вообще, или они носят вспомогательный характер. Мосевич Е.А. отметила, что существуют различные типы качественных задач: 1. объяснение наблюдаемых или описанных явлений; 2. распознавание веществ, доказательство их качественного состава; 3. разделение смесей, очистка от примесей; 4. получение веществ; 5. классификация - отнесение веществ или явлений к определенным классам. Решение качественных задач предполагает использование определений, формулировок законов, написания и анализа химических формул и уравнений реакций, зарисовку приборов. Качественные задачи также могут быть элементами комбинированных расчетных задач.

Руководитель учебно-методического объединения Силенко О.П. ознакомила педагогов района с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь на основе анализа типичных ошибок участников репетиции централизованного экзамена 2024 г. По учебному предмету «Химия».

Учителями химии были рассмотрены некоторые идеи составления и решения нестандартных задач для подготовки учащихся к олимпиадам по предмету и для успешной сдачи ЦЭ.

Фотогалерея:

поделиться в: