Преемственность

Примерная программа осуществления преемственности

01.09.2018

Примерная программа

осуществления преемственности между обучением учащихся I и II ступени

в учреждениях общего среднего образования   Молодечненского района

в 2019/2020 учебном году

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для адаптации учащихся первой ступени общего среднего образования при переходе на вторую ступень общего среднего образования и успешного продолжения  образования в V классе.

Задачи:

сократить переходный период учащихся IV класса при начале их обучения в V классе; смягчить связанные с ним факторы негативного характера;

обеспечить координацию эффективной организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся  при переходе их в базовую школу.

улучшить физическое и психическое здоровье учащихся, развитие их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков.

сохранить  самоценность каждого возрастного периода развития ребенка. 

В школьном периоде образования существуют три “болевые” точки  в организации образовательного процесса:

приход в школу первоклассников;

адаптация пятиклассников;

выход  на III ступень общего среднего образования;

Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.

На этапе перехода  на II ступень общего среднего образования эта схема значительно усложняется.

  Связь между школой и семьей, обратная связь учитель – учащийся и родитель – учащийся  ослабевает,  появляются дополнительные факторы воздействия на обучающихся. Процесс перехода из начальной школы в базовую  заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту вовсе  не новую проблему.

Возникают следующие проблемы преемственности:

Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.

Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.

Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.

Несогласованность действий   при организации   преемственности.

Неконкретность в определении  содержания преемственности между  обучением  учащихся начальной школы и  обучением учащихся V классов:

учебные  программы;

организация  образовательного  процесса;

«портрет» общеучебных и предметных умений на выходе из        начальной школы в  базовую;

соблюдение единых технологий и т.п.

Мероприятия

Цель

Срок

Ответственный

(ФИО, должность)

Выход

1

Собеседование заместителя директора по учебной работе  с педагогами и классными руководителями учащихся V классов         

Ознакомление классных руководителей со списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся V классов и планом работы по преемственности на период адаптации

До 5 сентября 2019 г.

Заместитель директора  по учебной работе,  классные руководители. 

План работы по преемственности на период адаптации  учащихся V классов

 

2

Уточнение и корректировка  списков обучающихся V классов. Работа с личными делами учащихся

Ознакомление классных руководителей со списочным  составом

1 неделя сентября  2019 г.

Руководство, классные руководители

Личные дела учащихся

3

Родительские собрания  учащихся V классов при участии учителей-предметников

 

Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся V классов.

2-я неделя сентября 2019 г.           

Классные руководители

Работа с родителями по  адаптации учащихся, предупреждению взаимных претензий

 

4

Знакомство с семьями  и условиями быта учащихся

Составление социального паспорта  класса

Сентябрь 2019

Классные руководители 5 классов

Психолого-педагогические  карты  учащихся

5

Медицинский осмотр  учащихся V классов

Оценка состояния  здоровья и  физического развития детей

Сентябрь 2019 г.

Руководство,медицинский работник

Оптимальные  условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся

6

Психологическое  изучение  учащихся

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов пятиклассников

В течение учебного года

Педагог-психолог, классные руководители

Сформированные группы «риска» учащихся

7

Входные диагностические работы          

           

           

 

Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы

2-я неделя сентября

 2019 г.

Руководители  МО  

 

Система повторения учебного материала за курс начальной школы

 

8

Классно-обобщающий контроль  в V классах          

           

 

 

 

 

Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов   в  целях создания комфортных условий для  учащихся

Сентябрь,  1 неделя

октября 2019 г.           

 

Руководство ГУО, психолог       

 

Система мер по дальнейшему развитию классных коллективов

 

 

а) посещение уроков           

 

 

 

 

 

           

 

Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых  к учащимся V классов           

 

Сентябрь – 1 неделя октября  2019 г.           

 

Руководство УО, руководители МО, психолог, учителя начальной школы    

Анализ  учебных занятий  по состоянию и по уровню адаптивности учащихся   на уроке

 

б) анкетирование учащихся      

 

 

 

Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы  на II ступень обучения.  Изучение социально-психологического климата в классном коллективе   

4-я неделя сентября, 2019 г.           

Классные руководите-ли, психолог       

 

Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классами  в целом

 

 

в) анкетирование родителей     

Определение круга претензий,  запросов  родителей     

 

2-я неделя октября, 2019

Классные руководите-ли, психолог       

 

Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками

 

 

 

г) изучение организации  подготовки домашних заданий         

 

 

           

 

 

 

 

Выявление и предупреждение  перегрузки учащихся  при выполнении домашних заданий.  Хронометраж заданий ( тетради для обучающих  работ, журналы, дневники, анкеты). Наличие  у педагогов инструктажа домашнего задания,  индивидуальных заданий.

Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы детьми.        

4-я неделя сентября, 2019 г.

Зам. директора по  учебной работе, психолог

Индивидуальная работа с учителями, с родителями;

 

 

 

 

 

 

 

анкеты, результаты собеседования         

 

 

д) проверка школьной документации           

 

Проверка  качества контроля за  поведением учащихся, регулярностью выставления отметок  в классный журнал, ведением дневников учащимися;  соблюдением   Методических рекомендаций по формированию культуры  устной и письменной речи…

3-я неделя сентября, 2019 г.           

 

Заместитель директора по учебной и воспитательной работе

Собеседование с учителями и классными руководителями

 

 

е) посещение внеклассных мероприятий

 

Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

 

Сентябрь – 1 неделя октября, 2019 г.           

 

Зам. директора по воспитательной работе           

 

План воспитательной работы, организации ученического актива, рекомендации по  развитию и сплочению классного коллектива

 

9

Родительские собрания учащихся V классов при участии учителей-предметников и психолога     

 

Ознакомление родителей с итогами проверочных  работ, с социально-психологическим состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся

2-я неделя октября, 2019 г.           

 

           

Классные руководители учащихся V классов

 

Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа.

 

 

10

Малый педсовет с участием руководства психолога, учителей начальной школы, учителей  II  ступени,  работающих в V классах          

 

Подведение итогов классно-обобщающего контроля  в Vклассах,  работы по преемственности в обучении между начальным и  базовым образованием в период адаптации учащихся  бывших учащихся IV классов к обучению  в   базовой  школе.

3 неделя октября, 2018 г.

Заместитель директора по воспитательной работе

Работа с учителями-предметниками с учётом замечаний,с учащимися,  коррекция дальнейшей совместной работы  по вопросам преемственности

 

11

Педагогический консилиум  в  V классах          

 

Подведение итогов успеваемости учащихся V классов  за 1-ую четверть. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям  базовой  школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов 

 

2-я неделя ноября,  2019 г.           

 

Зам. директора по  учебной работе        

 

Завершение работы по  адаптации учащихся Vклассов к обучению  на  II ступени общего среднего образования

 

 

12

Родительские собрания  учащихся  V классов с участием учителей-предметников           

 

Подведение итогов успеваемости учащихся V классов  за  1 четверть. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов 

 

Ноябрь 2019 г.            

 

Классные руководите-ли  учащихся  Vклассов

 

Совместная деятельность классных руководителей и родителей по  формированию и развитию коллективов

 

13

Предварительная расстановка кадров для работы в  V классах на следующий учебный год 

 

Определение педагогического состава    II ступени общего среднего образования для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности     

 

Руководство ГУО

 

март   

 

Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущих учащихся  V классов

14

Совместное заседание учителей выпускных IVклассов и учителей и классных руководителей будущих  учащихся  V классов.

Определение целей и задач мероприятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению  на 2 ступени  общего среднего  образования.

март, 2020 г. 

 

Заместители  директора по учебной и воспитательной работе

Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов

 

15

Контрольные работы за курс начальной школы,  изучение    навыков чтения           

 

 

Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность  выпускников IV классов к дальнейшему обучению  на 2 ступени общего среднего образования.

 

Апрель 2020 г.           

Заместитель директора  по учебной работе в начальной школе     

 

Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму  в  IV   классах

 

 

16

Педконсилиум  в IV классах    

 

Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся IV классов, соответствия  уровня обученности каждого требованиям к подготовке выпускников

Декабрь 2019 г.           

 

Заместитель директора  по учебной работе

 

Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися,  их родителями

 

17

Знакомство с классными коллективами выпускных  IVклассов. Посещение уроков  руководством,   учителями-предметниками, классными руководителями будущих V классов, МО;

психологом.

Изучение  учебных программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников. Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности.

Ознакомление с системой педагогических подходов,  приёмов, технологий учителей начальной школы; выявление психолого-педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями    

Март – май

2020 г.           

 

Заместители  директора по учебной и воспитательной работе

 

Проведение в IV классах пробных уроков учителями-предметниками, разработка и проведение коррекционных мероприятий

 

 

18

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей - предметников           

 

Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями учителей-предметников.Изучение методов организации учебной деятельности учащихся  в целях повышения их познавательной активности, своевременной  коррекции. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе  на II ступень общего среднего образования.

В течение  2019/2020  учебного года           

 

Руководители  методических формирований   учителей-предметников

Консультации для учителей начальной школы учителями  будущих  пятиклассников. Открытые уроки,  совместные  праздники, заседания МО.

 

 

19

Индивидуальные

беседы с родителями учащихся  IVклассов     

 

Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в V классе

 

3-я четверть 2019/2020  учебного года           

 

Заместители директора по учебной и воспитательной работе

Предварительное комплектование  V классов

 

20

Психологическое тестирование учащихся  IV классов         

Изучение личности выпускника начальной школы           

 

2-я неделя апреля , 2020

 

Классные руководители IV классов, психолог           

 

 

Материалы к педконсилиуму (характеристика, справки).

 

 

21

Педагогический консилиум  в   IV  классах.  

 

Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся IV классов. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика IV класса требованиям  базовой  школы        .

           

1-я неделя мая,

 2020 г.          

 

Заместители директора по учебной и воспитательной работе

 

Психологический  и педагогический  «портрет» каждого  школьника  и классного коллектива. Проект комплектования V классов

 

 

22

Совещание при директоре     

 

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и  базовым  образованием за истекший учебный  год. Определить КПД проделанной работы

2-я неделя мая,

2020 г.           

 

Директор      

 

План преемственности на следующий год с учетом опыта и пожеланий педколлектива

 

 

23

Экскурсии  учащихся выпускных классов начальной школы по территории  базовой  школы           

 

Знакомство учащихся с кабинетной системой базовой школы        

 

2-я неделя мая,

2020  г.          

 

Классные руководители будущих V классов 

 

Диагностика  психологического состояния учащихся.

24

Классные собрания учащихся выпускных  IV классов с участием педагогов и классных руководителей будущих  учащихся V классов         

 

Торжественный перевод выпускников начальной школы  на  вторую ступень общего среднего образования           

 

Последняя неделя  2018/2019 учебного  года

 

 

Заместители директора по учебной и воспитательной работе

 

Высокий уровень психоэмоционального климата в классе.

25

Совещание при директоре     

 

Комплектование  учащихся       V классов

 

Комплектование классов         

 

Директор      

 

Списочный состав  учащихся  V классов. Педагогический  состав и  состав классных руководителей будущих  учащихся Vклассов

 

26

 Родительские собрания  учащихся   IV классов с участием учителей   II  ступени общего среднего  образования 

 

Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера ожидания трудностей при обучении  в  V классе           

 

4-я неделя мая,

 2019 г.          

 

Директор учреждения, заместитель директора по учебной работе.

Перспективы дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня  и содержания обучения в Vклассе

 

 

 

свернуть